Страница 4 из 8
3. Система контроля
Целью контроля является оптимизация процесса подготовки и соревновательной деятельности спортсменов на основе объективной оценки различных сторон их подготовленности и функциональных возможностей важнейших систем организма.
Предметом контроля в спорте является содержание учебно-тренировочного процесса, соревновательной деятельности, состояние различных сторон подготовленности спортсменов, их работоспособность, возможности функциональных систем.
Эффективность подготовки спортсмена в современных условиях во многом обусловлена использованием средств и методов комплексного контроля как инструмента управления, позволяющего осуществлять обратные связи между тренером и спортсменом и на этой основе повышать качество учебно-тренировочного процесса. Целью контроля является оптимизация процесса подготовки и соревновательной деятельности спортсменов на основе объективной оценки различных сторон их подготовленности и функциональных возможностей важнейших систем организма. Эта цель реализуется путем решения многообразных частных задач, связанных с оценкой состояний спортсменов, уровня их подготовленности, выполнения планов подготовки, эффективности соревновательной деятельности и др.
В практике спорта принято выделять 3 вида контроля:
- Этапный контроль.
- Текущий контроль.
- Оперативный контроль.
Этапный контроль позволяет оценить этапное состояние спортсмена, являющееся следствием долговременного тренировочного эффекта. Такие состояния спортсмена ‒ результат длительной подготовки в течение ряда лет, года, макроцикла, периода или этапа.
Текущий контроль направлен на оценку текущих состояний, т.е. тех состояний, которые являются следствием нагрузок серий занятий, тренировочных или соревновательных микроциклов.
Оперативный контроль предусматривает оценку оперативных состояний ‒ срочных реакций организма спортсменов на нагрузки в ходе отдельных учебно-тренировочных занятий и соревнований.
В зависимости от этапа многолетней подготовки и задач управления учебно-тренировочным процессом комплексный контроль включает педагогический, медико-биологический и психологический разделы и предусматривает ряд организационных и методических приемов, средств и методов наблюдений за спортсменами, уровнем тренировочных нагрузок и особенностями соревновательной деятельности.
Педагогический контроль включает совокупность параметров, средств, методов, алгоритмов и организационно-методических мероприятий по оценке эффективности применяемых средств и методов подготовки, тренировочных нагрузок (упражнений), техникотактических действий, а также спортивных результатов и поведения спортсменов, осуществляемых тренером. Основными методами педагогического контроля являются педагогические наблюдения и контрольные упражнения (тесты). Кроме того, тренер-преподаватель обобщает в единую (интегральную) оценку данные обследований, получаемых из других видов контроля. Подсистемой педагогического контроля является биомеханический контроль техники выполнения спортивных упражнений и формирования технического мастерства спортсмена.
Медико-биологический контроль включает совокупность параметров, средств, методов и мероприятий, направленных на оценку здоровья, функционального состояния организма спортсмена с учетом реакции его организма на различные, в том числе экстремальные тестирующие нагрузки. Психологический контроль включает совокупность показателей средств, методов, мероприятий по оценке индивидуально-типологических особенностей личности спортсмена, общих и специальных психомоторных способностей, психических состояний в экстремальных (стрессовых) условиях соревнований, социально-психологических характеристик спортивных коллективов.
Организационно-методические положения комплексного контроля на этапах многолетней подготовки спортсменов основываются на следующих принципиальных установках:
- - унификация методов контроля с учетом преемственности с высшим спортивным мастерством;
- - комплексность контрольных измерений, характеризующих уровень физической, технической, тактической, функциональной и психологической подготовленности спортсменов, а так же оценку состояния здоровья;
- - ориентация на ведущие факторы соревновательной деятельности в связи с особенностями становления технико-тактического мастерства юных спортсменов на этапах их возрастного развития;
- - специфичность методов исследования в зависимости от характерных черт вида спорта и конкретной специализации;
- - включение в систему контроля как показателей, являющихся базовыми для спортивного совершенствования, так и отражающих уровень специальной подготовленности юных спортсменов;
- - учет предельных возможностей развития отдельных физических качеств и специальных способностей в наиболее благоприятные для этого этапы возрастного развития юных спортсменов;
- - опора на объективные показатели адаптивных реакций организма юных спортсменов;
- - применение наиболее информативных и необременительных для спортсменов методик исследования;
- - строгий учет параметров тренировочных нагрузок, а так же результатов контрольных и основных соревнований для оценки степени воздействия тренировочных средств на эффективность соревновательной деятельности спортсменов;
- - рациональный подбор методов исследования для различных видов контроля (этапного, текущего, оперативного), а так же для углубленного медицинского обследования.
Совокупная информация об основных параметрах, полученная с помощью систематизированных форм контроля, позволяет путем коррекции учебно-тренировочного процесса выводить спортсменов на более высокий уровень результатов в планируемые для этого сроки.
Для отбора спортсменов к этапу спортивной подготовки, используется система спортивного отбора, представляющая собой целевой поиск и определение перспективности спортсмена и его готовности к достижению высоких спортивных результатов.
Для контроля общей и специальной физической подготовки используют
комплекс тестов по общей физической и специальной физической подготовки в соответствии с требованиями федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта гребля на байдарках и каноэ.
3.1 Требования к результатам прохождения Программы, в том числе к участию в спортивных соревнованиях
По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной подготовки лицу, проходящему спортивную подготовку (далее – обучающийся), необходимо выполнить следующие требования к результатам прохождения Программы, в том числе, к участию в спортивных соревнованиях:
На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
- повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности;
- изучить правила безопасности при занятиях видом спорта «гребля на байдарках и каноэ» и успешно применять их в ходе проведения учебно-тренировочных занятий и участия в спортивных соревнованиях;
- соблюдать режим учебно-тренировочных занятий;
- изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля;
- овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта «гребля на байдарках и каноэ»;
- изучить антидопинговые правила;
- соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
- ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки;
- принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня спортивных соревнований муниципального образования на первом, втором и третьем году;
- принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня спортивных соревнований субъекта Российской Федерации, начиная с четвертого года;
- получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд), необходимый для зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного мастерства.
На этапе совершенствования спортивного мастерства:
- повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности;
- соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания;
- приобрести знания и навыки оказания первой доврачебной помощи;
- овладеть теоретическими знаниями о правилах вида спорта «гребля на байдарках и каноэ»;
- выполнить план индивидуальной подготовки;
- закрепить и углубить знания антидопинговых правил;
- соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
- ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки;
- демонстрировать высокие спортивные результаты в официальных спортивных соревнованиях;
- показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного разряда «кандидат в мастера спорта» не реже одного раза в два года;
- принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня межрегиональных спортивных соревнований;
- получить уровень спортивной квалификации (спортивное звание), необходимый для зачисления и перевода на этап высшего спортивного мастерства.
На этапе высшего спортивного мастерства:
- совершенствовать уровень общей физической и специальной физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности;
- соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания;
- выполнить план индивидуальной подготовки;
- знать и соблюдать антидопинговые правила, не иметь нарушений таких правил;
- ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки;
- принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня всероссийских спортивных соревнований;
- показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного звания «мастер спорта России» или выполнить нормы и требования, необходимые для присвоения спортивного звания «мастер спорта России международного класса» не реже одного раза в два года;
- достичь результатов уровня спортивной сборной команды субъекта
Российской Федерации и (или) спортивной сборной команды Российской Федерации;
- демонстрировать высокие спортивные результаты в межрегиональных, всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях.
3.2. Оценка результатов освоения Программы
Оценка результатов освоения Программы сопровождается аттестацией обучающихся, проводимой организацией, реализующей Программу, на основе разработанных комплексов контрольных упражнений, промежуточная аттестация проводится в течение года для проверки результатов освоения нормативных требований в соответствии с Программой. Результатом сдачи нормативов промежуточной аттестации является повышение или совершенствование у обучающихся уровня общей и специальной физической подготовки.
Комплексы контрольных упражнений для оценки общей, специальной физической, технико-тактической подготовки спортсменов на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации).
Для определения исходного уровня общей физической подготовленности и контроля ее динамики рекомендуется следующий комплекс упражнений:
Юноши: девушки:
- бег на 60 м (сек);
- бег на 1500 м (мин.);
- плавание 50 м;
- наклон вперед стоя на скамье (+ см);
- челночный бег (сек.);
- прыжок в длину с места (см);
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз).
- тяга штанги весом 20 кг за 2 мин. (количество раз).
Комплексы контрольных упражнений для оценки общей, специальной физической, технико-тактической подготовки спортсменов на этапе спортивного совершенствования спортивного мастерства.
Для определения исходного уровня общей физической подготовленности и контроля ее динамики рекомендуется следующий комплекс упражнений:
Юноши: девушки:
- бег на 60 м (сек);
- бег на 2000 м (мин.);
- тяга штанги лежа (количество раз);
- наклон вперед стоя на скамье (+ см);
- челночный бег (сек.);
- прыжок в длину с места (см);
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз).
- тяга штанги весом 20 кг за 2 мин. (количество раз).
- подъем туловища, лежа на спине за 1 мин. (количество раз).
Комплексы контрольных упражнений для оценки общей, специальной физической, технико-тактической подготовки спортсменов на этапе высшего спортивного мастерства.
Для определения исходного уровня общей физической подготовленности и контроля ее динамики рекомендуется следующий комплекс упражнений:
Юноши: девушки:
- бег на 60 м (сек);
- бег на 2000 м (мин.);
- тяга штанги лежа (количество раз);
- наклон вперед стоя на скамье (+ см);
- челночный бег (сек.);
- прыжок в длину с места (см);
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз).
- тяга штанги весом 20 кг за 2 мин. (количество раз).
- подъем туловища, лежа на спине за 1 мин. (количество раз).
Правила проведения тестирования интерпретации полученных результатов:
- - информирование спортсмена о целях проведения тестирования ;
- - ознакомление спортсмена с инструкцией по выполнению тестовых заданий и достижение уверенности исследователя в том, что инструкция понята правильно;
- - обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения заданий спортсменом;
- - сохранение нейтрального отношения к спортсменам, уход от подсказок и помощи;
- - соблюдение исследователем методических указаний по обработке полученных данных и интерпретации результатов, которыми сопровождается каждые тесты;
- - обеспечение ее конфиденциальности результатов тестирования;
- - ознакомление спортсмена с результатами тестирования, сообщение ему или ответственному лицу соответствующей информации;
- - решения серии этических и нравственных задач;
- - обогащение исследователем опыта работы с тестами и знаний об особенностях его применения.
3.3. Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки и уровень спортивной квалификации лиц, проходящих спортивную подготовку, по годам и этапам спортивной подготовки
Нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы для лиц, проходящих спортивную подготовку на этапах спортивной подготовки, определяют возможность зачисления и перевода лиц, проходящих спортивную подготовку, с одного этапа спортивной подготовки на другой этап спортивной подготовки, учитывают их возраст, пол, а также особенности вида спорта "гребля на байдарках и каноэ" и включают:
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для зачисления и перевода на учебно-тренировочный этап (этап спортивнойспециализации) по виду спорта "гребля на байдарках и каноэ"
N п/п |
Упражнения |
Единица измерения |
Норматив УТЭ -1 года |
|
Норматив УТЭ -2 года |
|
Норматив УТЭ -3 года |
|
Норматив УТЭ -4 года |
|
Норматив УТЭ -5 года |
|
|
|
|
юноши |
девушки |
юноши |
девушки |
юноши |
девушки |
юноши |
девушки |
юноши |
девушки |
1. Нормативы общей физической подготовки |
1.1. |
Бег на 60 м |
с |
не более |
|
не более |
|
не более |
|
не более |
|
не более |
|
|
|
|
10,4 |
10,9 |
10,0 |
10,6 |
9,6 |
10,3 |
9,2 |
10 |
8,3 |
9,7 |
1.2. |
Бег на 1500 м |
мин, с |
не более |
|
не более |
|
не более |
|
не более |
|
не более |
|
|
|
|
7.05 |
7.25 |
7,01 |
7,21 |
6,57 |
7,17 |
6,53 |
7,14 |
6,49 |
7,1 |
1.3. |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу |
количество раз |
не менее |
|
не менее |
|
не менее |
|
не менее |
|
не менее |
|
|
|
|
18 |
9 |
22 |
10.янв |
26 |
12 |
31 |
13 |
35 |
14 |
1.4. |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) |
см |
не менее |
|
не менее |
|
не менее |
|
не менее |
|
не менее |
|
|
|
|
+ 5 |
6 |
6 |
8 |
8 |
10 |
9 |
12 |
10 |
14 |
1.5. |
Челночный бег 3 x 10 м |
с |
не более |
|
не более |
|
не более |
|
не более |
|
не более |
|
|
|
|
8,7 |
9,1 |
8,4 |
8,8 |
8,2 |
8,5 |
7,8 |
8,3 |
7,3 |
8,1 |
1.6. |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами |
см |
не менее |
|
не менее |
|
не менее |
|
не менее |
|
не менее |
|
|
|
|
160 |
145 |
175 |
155 |
190 |
160 |
200 |
165 |
210 |
175 |
2. Нормативы специальной физической подготовки |
2.1. |
Плавание 50 м |
мин, с |
не более |
|
не более |
|
не более |
|
не более |
|
не более |
|
|
|
|
3.00 |
|
2,5 |
|
2,45 |
|
2,4 |
|
2,35 |
|
2.2. |
Тяга штанги весом 20 кг лежа на животе за (2 мин) |
количество раз |
не менее |
|
не менее |
|
не менее |
|
не менее |
|
не менее |
|
|
|
|
25 |
20 |
28 |
23 |
32 |
28 |
35 |
32 |
40 |
35 |
3. Уровень спортивной квалификации |
3.1. |
Спортивные разряды |
|
3 юн. – 2 юн. |
|
2. юн – 1 юн. |
|
2. юн – 1 юн. |
|
III – II, II – I р-д |
|
III – II, II – I р-д |
|
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного мастерства по виду спорта "гребля на байдарках и каноэ"
N п/п |
Упражнения |
Единица измерения |
Норматив |
|
юноши |
девушки |
1. Нормативы общей физической подготовки |
1.1. |
Бег на 60 м |
с |
не более |
8,2 |
9,6 |
1.2. |
Бег на 2000 м |
мин, с |
не более |
8.10 |
10.00 |
1.3. |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу |
количество раз |
не менее |
|
36 |
15 |
1.4. |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) |
см |
не менее |
+ 11 |
15 |
1.5. |
Челночный бег 3 x 10 м |
с |
не более |
7,2 |
8 |
1.6. |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами |
см |
не менее |
215 |
180 |
1.7. |
Поднимание туловища из положения лежа на спине (за 1 мин) |
количество раз |
не менее |
49 |
43 |
2. Нормативы специальной физической подготовки |
2.1. |
Тяга штанги лежа (весом не менее 95% от собственного веса обучающегося) |
количество раз |
не менее |
1 |
- |
2.2. |
Тяга штанги лежа (весом не менее 85% от собственного веса обучающегося) |
количество раз |
не менее |
- |
1 |
2.3. |
Тяга штанги весом 40 кг лежа на животе (за 2 мин) |
количество раз |
не менее |
50 |
- |
2.4. |
Тяга штанги весом 30 кг лежа на животе (за 2 мин) |
количество раз |
не менее |
- |
35 |
2.5. |
Плавание 50 м |
мин, с |
не более |
янв.30 |
янв.50 |
3. Уровень спортивной квалификации |
3.1. |
Спортивный разряд "кандидат в мастера спорта" |
|
|
|