Страница 5 из 8
4. Рабочая программа по виду спорта (спортивной дисциплине)
Гребля на байдарках и каноэ - вид спорта который тренирует скорость движений, силу и выносливость двигательного аппарата и развивает способность точно согласовывать его работу с дыханием. Поэтому занятия гребным спортом ведут не только к развитию мускулатуры, но и к улучшению работы органов дыхания, сердца и сосудов.
Программа спортивной подготовки призвана формировать у спортсменов устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостному развитию физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В рамках реализации этой программы нужно ориентироваться на решение многих задач, таких как:
- укрепления здоровья, развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
- получение навыков и умений в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
- достижение спортсменами спортивных успехов, соответствующих их способностям;
- формирование личностных качеств, спортсменов, их поведения в соответствии с общественными нормами, развитие интеллектуального потенциала;
- подготовка спортсменов для участия в соревнованиях.
Участие в соревнованиях помогает спортсменам совершенствоваться в мастерстве. Однако реализация двигательных качеств должна осуществляться с учетом возрастных особенностей. Это положение непосредственно связано с индивидуализацией подготовки спортсменов. В гребле на байдарках и каноэ индивидуализация осуществляется по нескольким критериям: по признаку возраста, пола, антропометрическим признакам, биологическому созреванию. И нельзя требовать от спортсмена больше, чем они могут выполнить на данном возрастном этапе. Особенно это касается соревновательной деятельности, которая строится на основе индивидуального технического и тактического мастерства.
Для успешного совершенствования соревновательной деятельности подготовку спортсмена необходимо вести в условиях формирования перспективного спортивно-технического мастерства. Это положение предусматривает овладение в режиме опережения именно теми умениями и навыками, которые должны быть у гребца в будущем. Для этого необходимо пользоваться специальным пригодным для определенного возраста инвентарем и оборудованием, чтобы в дальнейшем не пришлось переучивать на другой темп, ритм и быстроту движений. Это позволит вести совершенствование технических приемов и технико-тактических действий с первых шагов обучения в режиме, близком к соревновательному.
Рациональное увеличение тренировочных нагрузок является одним из основных условий роста тренированности гребца, но при этом рост тренировочных и соревновательных нагрузок должен проходить постепенно и соответствовать росту работоспособности спортсмена. Тренировочные нагрузки необходимо подбирать к каждому спортсмену индивидуально с учетом его состояния, уровня работоспособности в соответствии с требованиями данного этапа.
Необходимо стремиться к тому, чтобы интенсивность и объем упражнений возрастали по мере улучшения физической подготовленности спортсменов. Следует отдавать предпочтение упражнениям динамического и вариативного характера и приучать спортсменов к различному темпу их выполнения.
Предлагая интенсивные упражнения, требующие значительного физического напряжения, нужно чаще изменять исходное положение, вовлекать в движение как можно больше групп мышц, чередовать напряжение с расслаблением, делать более частные паузы для отдыха, обращая внимание на дыхание (глубокое, ритмичное, без задержки).
Когда спортсмены упражняются в совершенствовании технических приемов, можно значительно повысить физическую нагрузку (для развития специальной выносливости), увеличивая количество повторений, повышая скорость выполнения приемов.
Овладение навыками гребли успешно осуществляется только при условии параллельного формирования технических навыков и тактических умений. Нужно ставить перед юными гребцами такие задачи, решение которых не затруднит усвоение техники.
При этом подготовка двигательным действиям является важнейшим, наиболее кропотливым и сложным разделом работы. Необходимо умело сочетать традиционные методы физического упражнения с методами разъяснения и наглядности.
Обучение ударным движениям в гребле на байдарках и каноэ начинается с создания представления о нем и о пространственно-временных параметрах движения. Эта задача должна осуществляться не только на этапе первоначального разучивания, но и на всем протяжении процесса спортивной подготовки с учетом изменения физических и анатомо-морфологических особенностей растущего организма. При постепенном расширении и дополнении представления о двигательном действии идет его дальнейшее совершенствование и расширение вариативности применения в практике.
В подготовке спортсменов в гребле на байдарках и каноэ следует комплексно использовать как целостное обучение (обучение движению в целом в облегченных условиях с последующим расчлененным овладением его по фазам и элементам), так и расчлененное (раздельное обучение фазам и элементам и их постепенное сочетание в одно движение). Все эти особенности следует учитывать при планировании средств физической и технической подготовки в многолетнем учебно-тренировочном процессе.
Для эффектной работы тренеру-преподавателю необходимо учитывать особенности возрастного и полового развития спортсменов, возрастных стимулов и интересов.
-в возрасте 10 лет спортсмены проявляют повышенный интерес к результатам своей деятельности, поэтому при занятиях со спортсменами этого возраста обязательно должны присутствовать домашние задания с конкретными задачами: какое упражнение сколько раз и как его выполнять и т.д.; наибольшее внимание в этом возрасте уделяется развитию быстроты движений, игровой ловкости, координационных способностей, гибкости и подвижности в суставах;
-в возрасте 11-13 лет значительно изменяются весоростовые показатели, сужаются кровеносные сосуды, происходят половые изменения у девочек, в связи, с чем при выполнении упражнений наступает быстрое утомление, тяжело выполняются сложные по координации движения, часты нервные срывы т.п. Со спортсменами в этом возрасте, тренеру рекомендуется использовать метод индивидуального подхода к планированию физических нагрузок и средств, применяемых для достижения результатов, наиболее тяжело переносится обучающимися этого возраста упражнения, направленные на развитие быстроты;
-в возрасте 14-16 лет спортсменов интересует достижение конкретного определенного результата занятий (укрепление здоровья, улучшение телосложения, увеличение силы мышц и т.д.; в 14-15 лет тренеру следует ограничить в занятиях упражнения на развитие быстроты движений (особенно это относится к девочкам); с 15 лет целесообразно увеличить объем упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых и силовых качеств, скоростной выносливости.
4.1. Программный материал для учебно-тренировочных занятий по каждому этапу спортивной подготовки
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП
При планировании нагрузки на данном этапе в подготовительном периоде средствами ОФП решаются задачи дальнейшего повышения уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности, и на этой базе повышение уровня специальной физической работоспособности, развитие специальных физических качеств, овладение техническими навыками.
В соревновательном периоде ставится задача улучшения спортивных результатов по сравнению с прошлым сезоном, а также выполнение нормативных требований (итоговой аттестации).
Окончательно определить основные компоненты стиля гребли спортсмена. Формировать всестороннюю технику, чтобы дать возможность гребцам проявить базовую технику и тактику комбинаций в рамках индивидуального стиля.
Совершенствовать «коронные» технические навыки и тактическую подготовленность с учетом индивидуального стиля. Активно использовать упражнения в парной игре. Необходимо, чтобы теоретические занятия гребцов были связаны со спортивной практикой и применялись в учебно-тренировочном процессе.
Акцентировать внимание на воспитании быстрой силы, скоростной, силовой выносливости и гибкости.
Основные направления этапа спортивной специализации
- При проведении воспитательной работы основное внимание уделить развитию волевых качеств, формированию активной жизненной позиции.
- Совершенствовать навыки и знания, полученные на предыдущих этапах, а также технико-тактические варианты прохождение дистанции различной длины.
- Целенаправленно повышать мастерство при прохождении дистанций. Продолжить работу по изучению и совершенствованию техники гребли.
- Использовать оптимальный период для развития скоростных, силовых качеств, ловкости и выносливости, обеспечить положительный перенос в развитии качеств.
- Научить обучающихся анализировать выполнение технических элементов, разрабатывать и практически использовать тактические варианты.
ЭТАП СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА И ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА
Структура годичного цикла на этапе совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства сохраняется такой же, как и при подготовке спортсменов на этапе углубленной специализации. Основной принцип учебно-тренировочной работы на этапе совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства — специализированная подготовка, в основе которой лежит учет индивидуальных особенностей гребцов.
В ходе учебно-тренировочного процесса надо формировать активное «атакующее» сознание у гребцов. Следовать требованиям не допускать грубых технических и тактических ошибок.
Основной задачей физической подготовки на данном этапе является воспитание скоростных, силовых, специальных силовых способностей и выносливости.
Общая и специальная физическая подготовка должны способствовать максимальной реализации технических возможностей.
Основные направления этапа совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства
- Воспитывать морально-волевые качества, повышать уровень развития специализированных психических качеств.
- На основе прочного усвоения пройденного материала совершенствовать индивидуальный технический стиль, его ведущие технические элементы в ходе соревновательной подготовки. Заложить фундамент для дальнейшего совершенствования техники.
- Повысить уровень развития силовых качеств, осуществлять интегральную подготовку, развивая силовые качества, выносливо-координационные и скоростные способности.
- Развивать у спортсменов способность к анализу теоретических аспектов тренировочной и соревновательной деятельности.
- Воспитание умения готовиться и участвовать в соревнованиях (настраиваться на старт, регулировать эмоциональное состояние стартом, во время прохождения дистанции независимо от исхода, проводить комплекс восстановительных мероприятий).
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ РАЗМИНКА
Разминка в гребле на байдарках и каноэ, как и в других видах спорта, занимает очень важное место. Во-первых, прежде всего — это профилактика травм, т.е. когда спортсмен хорошо размят, получить травму он может только при невнимательном выполнении упражнения или неосторожности. Во-вторых, разминка - это эмоциональный и психологический настрой, который позволяет подготовиться организму к предстоящей работе.
Разминку можно разделить на три основные части.
1-ячасть — разминка основных групп мышц: мышц туловища, мышц шеи, мышц рук и ног. Эффективно для разминки использовать упражнения на растягивание.
2-ячасть - беговые упражнения. Легкий разминочный бег может чередоваться с такими упражнениями, как приставной шаг, крестный шаг, бег с захлестыванием голени. Бег с одновременным вращением руками и подскоками с одной ноги на другую. В разминке эффективно использовать ускорения на определенные расстояния, обычно это выполняется в зале по определенным «прямым». Использование в разминке ускорений позволяет не только повысить ее интенсивность, но и способствует совершенствованию скоростных и скоростно-силовых качеств спортсменов.
Ускорение может быть трех видов:
- простое ускорение на определенную дистанцию;
- ускорение «рывками» - несколько ускорений на одной дистанции;
- координационное ускорение - ускорение с использованием элементов на координацию.
3-ячасть - специальная разминка - разминка основных, работающих в гребле, мышц для предстоящий тренировки. Применение специальных упражнений для подготовки мышц плеча, предплечья, кистей, коленных и голеностопных суставов к гребле.
1 – я часть разминки
Разминка начинается с «потягивания», при этом разминаются следующие мышцы.
Мышцы, осуществляющие поднимание пояса верхних конечностей:
- верхние пучки трапециевидной мышцы;
- мышца - подниматель лопатки;
- ромбовидные мышцы;
- грудино-ключично-сосцевидные мышцы;
- мышцы - подниматели ребер;
- трапециевидные мышцы;
Мышцы, сопровождающие движения позвоночного столба:
- задние зубчатые мышцы, верхние и нижние;
- пластырные мышцы шеи и головы;
- мышца - выпрямитель позвоночника;
- поперечно-остистая мышца;
- короткие мышцы спины;
- остистые мышцы;
- длиннейшие мышцы;
- подвздошно-реберные мышцы;
- подостные мышцы;
- надостные мышцы;
- широчайшие мышцы спины;
- большие грудные мышцы.
Мышцы сопровождающие движения нижних конечностей:
- трехглавые мышцы голени;
- подошвенная мышца;
- задняя большеберцовая мышца;
- длинная и короткая малоберцовая мышца;
- прямая мышца бедра;
- двуглавая мышца бедра;
- полусухожильная мышца;
- портняжная мышца;
- мышца - натягиватель широкой фасции.
Мышцы, сопровождающие вращение головой:
- подкожная мышца шеи;
- передняя лестничная мышца;
- задняя лестничная мышца;
- средняя лестничная мышца;
- длинная мышца шеи и головы;
- передняя прямая мышца головы, а также мышцы, прикрепляющиеся к подъязычной кости:
лопаточно-подъязычная мышца; грудино-подъязычная мышца; двубрюшная мышца.
Мышцы, сопровождающие наклоны туловища вперед, назад, влево, вправо:
- трапециевидные мышцы;
- задние зубчатые мышцы, верхняя и нижняя;
- пластырная мышца шеи и головы;
- мышца - выпрямитель позвоночника;
- поперечно-остистая мышца;
- короткие мышцы спины;
- грудино-ключично-сосцевидные мышцы;
- лестничные мышцы;
- длинная мышца головы и шеи;
- прямая мышца живота;
- косые мышцы живота;
- подвздошно-поясничная мышца;
- мышца - подниматель лопатки при закрепленной лопатке;
- квадратная мышца поясницы;
- межреберные мышцы;
- мышцы между поперечными отростками.
Мышцы, сопровождающие упражнение «мельница»
- грудиноключичнососцевидные мышцы;
- лестничные мышцы;
- длинная мышца головы и шеи;
- прямая мышца живота;
- косые мышцы живота;
- подвздошнопоясничная мышца;
- верхняя часть трапециевидной мышцы;
- наружная косая мышца живота;
- мышцы вращатели. Мышцы, сопровождающие упражнение «растяжка ног»: при вертикальном растягивании:
- подвздошнопоясничная мышца;
- портняжная;
- мышца натягиватель широкой фасции;
- гребешковая;
- прямая мышца бедра;
- большая ягодичная;
- двуглавая мышца бедра;
- полусухожильная мышца;
- полуперепончатая мышца;
- большая приводящая мышца;
- нежная мышца;
- подколенная мышца;
- икроножная мышца;
- подошвенная мышца;
- четырехглавая мышца голени;
- передняя большеберцовая мышца;
- длинная, короткая малоберцовая мышца; при горизонтальном растягивании:
- средняя ягодичная мышца;
- малая ягодичная мышца;
- грушевидная мышца;
- внутренняя запирательная мышца;
- мышцыблизнецы;
- мышца натягиватель широкой фасции;
- гребешковая мышца;
- длинная приводящая мышца;
- короткая приводящая мышца;
- большая приводящая мышца;
- нежная мышца.
2 – я часть разминки
При беге сокращаются следующие мышцы:
- прямая мышца бедра;
- портняжная мышца;
- натягиватель широкой фасции;
- подвздошно поясничная мышца; задние мышцы тазобедренного сустава;
- большая ягодичная мышца.
При беге работают те же основные мышечные группы, что и при ходьбе, но эта работа является гораздо более напряженной:
- гребешковая мышца;
- двуглавая мышца бедра;
- полусухожильная мышца;
- полуперепончатая мышца;
- большая приводящая мышца;
- нежная мышца;
- подколенная мышца;
- икроножная мышца;
- подошвенная мышца;
- четырехглавая мышца бедра;
- трехглавая мышца бедра;
- задняя большеберцовая мышца;
- длинный сгибатель большого пальца;
- длинный сгибатель пальцев;
- длинная, короткая малоберцовые мышцы;
- передняя большеберцовая мышца;
- длинный разгибатель пальцев;
- длинный разгибатель большого пальца.
Так как при беге работают и руки, то задействованы следующие мышцы рук:
- передняя часть дельтовидной мышцы;
- большая грудная мышца;
- клювоплечевая мышца;
- двуглавая мышца плеча;
- задняя часть дельтовидной мышцы;
- широчайшая мышца спины;
- подостная мышца;
- малая круглая мышца;
- большая круглая мышца.
3 – я часть разминки
Разминка специальных мышц, участвующих в игре в Гребля на байдарках и каноэ.
Мышцы, сопровождающие упражнение «вращение руками вперед -
назад»:
- большая грудная мышца;
- трапециевидная мышца;
- малая грудная мышца;
- ромбовидные мышцы, большая и малая;
- подлопаточная мышца;
- верхние пучки трапециевидной мышцы;
- большая круглая мышца;
- мышца - подниматель лопатки;
- широчайшая мышца спины;
- нижние пучки трапециевидной мышцы;
- передняя зубчатая мышца;
- нижние зубцы передней зубчатой мышцы;
- клювоплечевая мышца;
- короткая головка двуглавой мышцы плеча;
- передняя зубчатая мышца с нижними и средними зубцами;
- подключичная мышца.
Мышцы, сопровождающие упражнение «вращение предплечьями внутрь и наружу»:
- двуглавая мышца плеча;
- плечевая мышца;
- плечелучевая мышца;
- круглый пронатор;
- отчасти плечелучевая мышца;
- двуглавая мышца плеча;
- мышца - супинатор.
Мышцы, сопровождающие упражнение «вращение кистями»:
- длинная ладонная мышца;
- поверхностный сгибатель пальцев;
- лучевой сгибатель запястья;
- локтевой сгибатель пальцев;
- разгибатель пальцев.
Мышцы, сопровождающие упражнение «вращение в голеностопных суставах»:
- длинная малоберцовая мышца;
- короткая малоберцовая мышца;
- третья малоберцовая мышца;
- передняя большеберцовая мышца;
- длинный разгибатель большого пальца.
Разминка должна занимать 8-9% от общего тренировочного времени, что составляет 10-15 минут до 20-25 минут. После полноценной тренировки желательно выполнить упражнения, направленные на расслабление и растяжку всех групп мышц, сделав акцент на мышцы, наиболее загруженные в данной тренировке.
Общая физическая подготовка
Общая физическая подготовка чрезвычайно важна для создания базовых условий успешной специализации.
Основной задачей занятий по общей физической подготовке на учебно-тренировочном этапе (этапе начальной специализации) необходимо укрепление здоровья и развитие физических качеств и координационных способностей учащихся, по повышению функциональных возможностей их организма.
Применяется широкий комплекс общеразвивающих упражнений, подвижные игры, беговые и прыжковые упражнения:
- упражнения для всех групп мышц;
- упражнения для повышения силы;
- упражнения для повышения быстроты;
- упражнения для повышения гибкости;
- упражнения для повышения ловкости;
- упражнения типа «полоса препятствий».
Расширяется круг подвижных и спортивных игр по упрощённым правилам.
Для повышения функциональных возможностей организма используют не только комплексы общей физической подготовки, но и занятия другими видами спорта способствующими повышению гибкости, ловкости, двигательно-координационных способностей - лёгкая атлетика (бег, прыжки), лыжи, плавание, спортивная гимнастика, акробатика, бокс.
На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) для общего развития применяются средства и упражнения предыдущего этапа подготовки. Особое внимание уделяется развитию скоростной и скоростносиловой выносливости, быстроты передвижений, игровой выносливости. Рекомендуются спортивные игры - баскетбол, футбол, теннис, бадминтон.
Широкое использование тренажеров и технических приспособлений для развития мышц ног и туловища.
На этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства продолжается работа по укреплению здоровья и гармоничному развитию организма спортсменов с применением широкого комплекса средств и методов физического воспитания, применявшихся на предыдущих этапах подготовки:
-упражнения для рук, кистей рук и плечевого пояса;
- упражнения для ног, стоп ног и тазобедренного сустава;
- упражнения для шеи и туловища;
- упражнения для всех групп мышц;
- упражнения для повышения силы;
- упражнения для повышения быстроты;
- упражнения для повышения гибкости;
- упражнения для повышения ловкости;
- упражнения типа «полоса препятствий»;
- упражнения для развития общей выносливости.
Целенаправленные занятия другими видами спорта, которые способствуют развитию подвижности в суставах и растягиванию мышц (баскетбол, теннис, бадминтон, футбол, плавание, лыжи, лёгкая атлетика - бег, прыжки, спортивная гимнастика).
Специальная Физическая подготовка
Для развития специальных физических качеств (игровая выносливость, скоростные и скоростно-силовые качества) применяется широкий комплекс упражнений, направленных на подготовку наиболее важных в гребле на байдарках и каноэ мышц туловища, ног, рук.
Для развития силы мышц ног и туловища могут быть рекомендованы:
- бег на короткие дистанции - от 15 до 30 метров;
- прыжки толчком одной или двумя ногами в различных направлениях;
- много скоки;
- прыжки в приседе вперёд-назад, влево-вправо;
- приставные шаги и выпады;
- бег крестным шагом в различных направлениях;
- прыжки через гимнастическую скамейку;
- прыжки боком через гимнастическую скамейку;
- приседания;
- выпрыгивания из приседа;
- выпрыгивания с подтягиванием колен к груди;
- повороты, вращения и наклоны туловища в различных направлениях;
- поднимание ног за голову из положения лёжа на спине;
- поднимание туловища с доставанием грудью колен из положения лёжа на спине;
- сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (отжимание).
Для развития мышц рук и верхней части туловища могут быть рекомендованы:
- упражнения с набивными мячами разного веса: метание двумя, одной рукой в различных направлениях;
- метание теннисного мяча на дальность и точность попадания в заданную цель;
- имитация гребли без весла, с веслом и т.п.;
- упражнения с амортизаторами и резиновыми бинтами с двигательной структурой упражнений, близкой к двигательной структуре в гребле на байдарках и каноэ;
На учебно-тренировочном этапе необходимо развивать специальные физические качества, необходимые спортсменам для достижения высоких результатов в избранном виде спорта:
- упражнения для повышения быстроты движения и прыгучести;
- упражнения для повышения игровой ловкости;
- упражнения для повышения специальной выносливости;
- упражнения для повышения скоростно-силовых качеств;
- упражнения с отягощениями.
На этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства основной задачей специальной физической подготовки является воспитание силовых способностей.
Специальная физическая подготовки должна способствовать максимальной реализации технических возможностей. Развитие и совершенствование специальных физических качеств и способностей, характерных для обучающихся, добившихся высоких результатов в соответствующем возрасте - силы, скоростно-силовой и общей выносливости, скоростной выносливости и быстроты движений. Для этого применяются широкие комплексы упражнений с отягощениями для пояса, ступней ног, утяжелённые повязки и манжеты на игровую руку, упражнения с гантелями, малыми весами штанг.
Упражнения направлены на развитие взрывной (скоростно-силовой) с мышц рук и ног, туловища, спины, косых и прямых мышц живота.
К применению могут быть рекомендованы:
- упражнения с отягощениями и без них;
- бег с высокого старта на короткие дистанции -15,20,30,60,100 метров
- челночный бег 5x метров, 5x15 метров;
- прыжки с места вперёд, вправо, влево, назад;
- прыжки в приседе вперёд, вправо, влево, назад;
- прыжки "кенгуру", прыжки-многоскоки -15 прыжков с места;
- прыжки на одной ноге -15 прыжков с места;
- прыжки через скакалку - на двух, одной ноге, поочерёдно, сдвоенные прыжки;
- повороты, наклоны, вращения туловища в разных направлениях;
- из положения виса на перекладине (гимнастической стенке) подъем прямых и согнутых в коленях ног к груди, подтягивание хватом сверху;
- из положения лёжа на спине поднимание прямых в коленях ног за голову и туловище с доставанием носков ног пальцами рук.
Для развития качеств и функциональных возможностей организма применяется широкий комплекс имитационных упражнений с отягощениями и без них:
- имитация гребли (сериями на время):
30 секунд - развитие быстроты,
- минута - развитие скоростной выносливости,
- минуты - развитие скоростно-силовых качеств,
- минуты - развитие специальной выносливости;
Техническая подготовка.
Целью технической подготовки является формирование у обучающихся двигательного навыка, позволяющего наиболее полно использовать в соревновательной деятельности возможности их организма.
Работа над техникой осуществляется в следующих направлениях:
- Увеличение амплитуды скручивания туловища.
- Опережающим включением туловища в работу момента захвата и использованием в этот момент встречного усилия ноги с рабочей стороны от тазобедренного сустава.
- Использование работы ног и разворота таза для увеличения амплитуды и мощности гребка.
- Использование инерции массы тела для активного выката лодки в безопорном периоде за счет отталкивания в конце гребка и выведением вперѐд туловища со стороны нерабочего борта
- Хлестообразное выведение вперед массы тела в безопорном периоде. - Удержание весла в положении близком к перпендикулярному по отношению поверхности воды.
- Оптимальными усилиями и взаимодействием с лодкой в местах контакта с ней.
Фаза гребка.
Фаза гребка-занос, начало проводки, проводка, конец проводки и их характеристики.
Краткие сведения о сопротивлении внешней среды движущейся лодке, глубине погружения весла, разгоне, угле накрытия лопасти, значение равномерности движения лодки, беспрерывность движений гребца. Размещение гребцов в лодке.
Распределение усилий в цикле гребка. Ритм и темп гребли. Тактика и тактические средства. Тактика на старте, на дистанции и на финише.
Техника движений гребца в отдельных фазах гребка. Распределение усилий в цикле гребка. Ритм и темп гребли. Дыхание. Чередование напряжений и расслаблений в технике гребли. Просмотр учебных кинофильмов.
Тактическая подготовка
Тактика — это умение спортсмена использовать все сильные стороны своей подготовки. В тактической игре, кроме использования своих лучших качеств, важно не дать соперникам использовать их сильные стороны. Действовать тактически правильно — это значит действовать обдуманно, планомерно и уверенно.
Создание представление о тактике прохождения соревновательной дистанции, значимости старта, дистанционных ускорений и финиша. Ознакомление с основными факторами, обусловливающие необходимость ведения тактической борьбы на дистанции.
Рекомендованы следующие основные положения тактики соревновательного прохождения дистанции:
- выполнение мощного, кратковременного, эффективного стартового спурта для расположения в группе лидеров, что обеспечивает гидродинамический более выгодную позицию (на гладкой поверхности воды лодка испытывает относительно меньшее гидродинамическое сопротивление, чем при волнении), спортсмен приобретает психологическое преимущество перед хуже стартовавшими соперниками, создаются благоприятные условия для дальнейшего ведения гонки;
- своевременный переход на экономичный дистанционный ход, при этом осуществляется контроль за расположением и поведением соперника, в пределах правил может использоваться волна, сохраняется резерв возможностей для эффективного финишного ускорения, которое, как правило, решает исход гонки;
- увеличение мощности гребка с постепенным нарастанием темпа, максимальный финишный темп должен удерживаться до пересечения створа и обеспечивается сохранением амплитуды и мощности гребка, в случае острой конкуренции на финише перед створом выполняется точно рассчитанное выталкивание лодки отбрасыванием туловища назад и выдвижение ног и таза в перёд.
Эффективность выполнения стартового ускорения и особенности техники движений зависят:
- от индивидуальных скоростно-силовых возможностей спортсмена;
- от состояния нервно-мышечного аппарата спортсмена и систем энергообеспечения, подготовленного предшествующей разминкой и психологической настройкой на предстоящую гонку;
- от поведения спортсмена или экипажа на старте.
Предсоревновательная разминка должна обеспечить оптимальную готовность всех функций организма к предстоящей борьбе. Она должна быть подготовлена и продумана в мельчайших деталях с учѐтом любых погодных условий и соревновательных ситуаций.
Психологическая настройка должна включать мысленное «прохождение» дистанции: представление ритма и темпа стартовых гребков, дистанционного хода и финишного ускорения. В итоге психологической настройки должно быть сформировано состояние психической готовности к предстоящей гонке.
Психологическая подготовка
Гребля на байдарках и каноэ — высокоэмоциональный вид спорта, требующий от обучающихся предельных психологических напряжений с мгновенным переходом к состоянию покоя.
Для успешных выступлений в гребле на байдарках и каноэ необходимо иметь комплекс психологических качеств.
На учебно-тренировочном этапе главная цель: закрепление установки на спортивную деятельность. Развитие свойств личности, обеспечивающих устойчивость к тренировочным и соревновательным нагрузкам.
Главными методами являются психолого-педагогические методы. Воздействие направлено на развитие свойств личности, являющихся доминирующими у спортсменов высокого класса; общая эмоциональная устойчивость, чувство соперничества, активность в преодолении препятствий, независимость, чувство ответственности и долга, устойчивость к физическому дискомфорту.
Формы воздействия могут быть различными - от создания соответствующих ситуаций в ходе учебно-тренировочного процесса до социальных бесед, проводимых тренером или специалистом владеющим аутотренингом, составленных заранее и направленных на развитие тех черт, которые слабо выражены у спортсмена. На этом этапе психологическая подготовка тесно связана с воспитательной работой и проводится тренером.
На этапе совершенствования спортивного мастерства основное внимание в подготовке уделяется совершенствованию волевых черт характера, специализированных черт восприятия, сложных сенсомоторных реакций и оперативного мышления, способности к саморегуляции, формированию специальной предсоревновательной и мобилизационной готовности, способности к нервно-психическому восстановлению.
На этапе высшего спортивного мастерства основное внимание в подготовке уделяется совершенствованию волевых черт характера, специализированных черт восприятия, сложных сенсомоторных реакций и оперативного мышления, способности к саморегуляции, формированию специальной предсоревновательной и мобилизационной готовности, способности к нервно-психическому восстановлению.
В круглогодичном цикле подготовки должны быть сделаны следующие акценты при распределении объектов психолого-педагогических воздействий:
В подготовительном периоде выделяются средства и методы психолого-педагогических воздействий, связанные с морально-психологическим просвещением спортсменов, развитием их спортивного интеллекта, разъяснением цели и задач участия в соревнованиях. Содержанием общей психологической подготовки к соревнованиям, развитием волевых качеств и специализированных черт восприятия, оптимизацией межличностных отношений и сенсомоторным совершенствованием общей психологической подготовленности.
В соревновательном периоде упор делается на совершенствовании эмоциональной устойчивости, свойствах внимания, достижении специальной психологической готовности к выступлению и мобилизационной готовности к соревнованиям.
В переходном периоде используются преимущественно средства и методы нервно психологического восстановления спортсменов. В течении всех периодов подготовки применяются методы, способствующие совершенствованию моральных черт характера и приемов психологической регуляции спортсменов.
В соревновательный период в ходе психологической подготовки к конкретным соревнованиям формируется специальная (предсоревновательная) психологическая готовность спортсмена перед выступлением, характеризующаяся уверенностью в своих силах, стремление к успеху оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, устойчивостью к влиянию внутренних и внешних помех, способностью управлять своими действиями, эмоциями и поведением, умением немедленно и эффективно выполнять во время выступления действия, необходимые для успеха
Разумеется, акцент в распределении средств и методов психологической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей спортсменов, задач их индивидуальной подготовки, направленности тренировочных занятий.
4.2. Учебно-тематический план
Учебно-тематический план раскрывает последовательность изучения тем по каждому году этапов спортивной подготовки и включает в себя теоретические темы подготовки, которые представлены в таблице.
Учебно-тематический план
Этап спортивной подготовки |
Темы по теоретической подготовке |
Объем времени в год (минут) |
Сроки проведения |
Краткое содержание |
Учебно-трениро-вочныйэтап (этап спортивной специализа-ции) |
Всего на учебно-тренировочном этапе до трех лет обучения/ свыше трех лет обучения: |
≈ 260/520 |
|
|
Роль и место физической культуры в формировании личностных качеств |
≈ 21/45 |
сентябрь |
Физическая культура и спорт как социальные феномены. Спорт – явление культурной жизни. Роль физической культуры в формировании личностных качеств человека. Воспитание волевых качеств, уверенности в собственных силах. |
История возникновения олимпийского движения |
≈ 21/45 |
октябрь |
Зарождение олимпийского движения. Возрождение олимпийской идеи. Международный Олимпийский комитет (МОК). |
Режим дня и питание обучающихся |
≈ 21/45 |
ноябрь |
Расписание учебно-тренировочного и учебного процесса. Роль питания в подготовке обучающихся к спортивным соревнованиям. Рациональное, сбалансированное питание. |
Физиологические основы физической культуры |
≈ 21/45 |
декабрь |
Спортивная физиология. Классификация различных видов мышечной деятельности. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности. Физиологические механизмы развития двигательных навыков. |
Учет соревновательной деятельности, самоанализ обучающегося |
≈ 21/45 |
январь |
Структура и содержание Дневника обучающегося. Классификация и типы спортивных соревнований. |
Теоретические основы технико-тактической подготовки. Основы техники вида спорта |
≈ 21/45 |
май |
Понятийность. Спортивная техника и тактика. Двигательные представления. Методика обучения. Метод использования слова. Значение рациональной техники в достижении высокого спортивного результата. |
Психологическая подготовка |
≈ 21/45 |
сентябрь- апрель |
Характеристика психологической подготовки. Общая психологическая подготовка. Базовые волевые качества личности. Системные волевые качества личности |
Оборудование, спортивный инвентарь и экипировка по виду спорта |
≈ 21/45 |
декабрь-май |
Классификация спортивного инвентаря и экипировки для вида спорта, подготовка к эксплуатации, уход и хранение. Подготовка инвентаря и экипировки к спортивным соревнованиям. |
Правила вида спорта |
≈ 21/45 |
декабрь-май |
Деление участников по возрасту и полу. Права и обязанности участников спортивных соревнований. Правила поведения при участии в спортивных соревнованиях. |
Этап совершен-ствования спортивного мастерства |
Всего на этапе совершенствования спортивного мастерства: |
≈ 1200 |
|
|
Олимпийское движение. Роль и место физической культуры в обществе. Состояние современного спорта |
≈ 200 |
сентябрь |
Олимпизм как метафизика спорта. Социокультурные процессы в современной России. Влияние олимпизма на развитие международных спортивных связей и системы спортивных соревнований, в том числе, по виду спорта. |
Профилактика травматизма. Перетренированность/недотренированность |
≈ 200 |
октябрь |
Понятие травматизма. Синдром «перетренированности». Принципы спортивной подготовки. |
Учет соревновательной деятельности, самоанализ обучающегося |
≈ 200 |
ноябрь |
Индивидуальный план спортивной подготовки. Ведение Дневника обучающегося. Классификация и типы спортивных соревнований. Понятия анализа, самоанализа учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. |
Психологическая подготовка |
≈ 200 |
декабрь |
Характеристика психологической подготовки. Общая психологическая подготовка. Базовые волевые качества личности. Системные волевые качества личности. Классификация средств и методов психологической подготовки обучающихся. |
Подготовка обучающегося как многокомпонентный процесс |
≈ 200 |
январь |
Современные тенденции совершенствования системы спортивной тренировки. Спортивные результаты – специфический и интегральный продукт соревновательной деятельности. Система спортивных соревнований. Система спортивной тренировки. Основные направления спортивной тренировки. |
Спортивные соревнования как функциональное и структурное ядро спорта |
≈ 200 |
февраль-май |
Основные функции и особенности спортивных соревнований. Общая структура спортивных соревнований. Судейство спортивных соревнований. Спортивные результаты. Классификация спортивных достижений. |
Восстановительные средства и мероприятия |
в переходный период спортивной подготовки |
|
Педагогические средства восстановления: рациональное построение учебно-тренировочных занятий; рациональное чередование тренировочных нагрузок различной направленности; организация активного отдыха. Психологические средства восстановления: аутогенная тренировка; психорегулирующие воздействия; дыхательная гимнастика. Медико-биологические средства восстановления: питание; гигиенические и физиотерапевтические процедуры; баня; массаж; витамины. Особенности применения восстановительных средств. |
Этап высшего спортивного мастерства |
Всего на этапе высшего спортивного мастерства: |
≈ 1600 |
|
|
Физическое, патриотическое, нравственное, правовое и эстетическое воспитание в спорте. Их роль и содержание в спортивной деятельности |
≈ 320 |
сентябрь |
Задачи, содержание и пути патриотического, нравственного, правового и эстетического воспитания на занятиях в сфере физической культуры и спорта. Патриотическое и нравственное воспитание. Правовое воспитание. Эстетическое воспитание. |
Социальные функции спорта |
≈ 320 |
октябрь |
Специфические социальные функции спорта (эталонная и эвристическая). Общие социальные функции спорта (воспитательная, оздоровительная, эстетическая функции). Функция социальной интеграции и социализации личности. |
Учет соревновательной деятельности, самоанализ обучающегося |
≈ 320 |
ноябрь |
Индивидуальный план спортивной подготовки. Ведение Дневника обучающегося. Классификация и типы спортивных соревнований. Понятия анализа, самоанализа учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. |
Подготовка обучающегося как многокомпонентный процесс |
≈ 320 |
декабрь |
Современные тенденции совершенствования системы спортивной тренировки. Спортивные результаты – специфический и интегральный продукт соревновательной деятельности. Система спортивных соревнований. Система спортивной тренировки. Основные направления спортивной тренировки. |
Спортивные соревнования как функциональное и структурное ядро спорта |
≈ 320 |
май |
Основные функции и особенности спортивных соревнований. Общая структура спортивных соревнований. Судейство спортивных соревнований. Спортивные результаты. Классификация спортивных достижений. Сравнительная характеристика некоторых видов спорта, различающихся по результатам соревновательной деятельности |
Восстановительные средства и мероприятия |
в переходный период спортивной подготовки |
|
Педагогические средства восстановления: рациональное построение учебно-тренировочных занятий; рациональное чередование тренировочных нагрузок различной направленности; организация активного отдыха. Психологические средства восстановления: аутогенная тренировка; психорегулирующие воздействия; дыхательная гимнастика. Медико-биологические средства восстановления: питание; гигиенические и физиотерапевтические процедуры; баня; массаж; витамины. Особенности применения различных восстановительных средств. Организация восстановительных мероприятий в условиях учебно-тренировочных мероприятий |